green

Лекция о фотоискусстве XX века и еврейской культуре "Двойная экспозиция"

21 января, 19:00, Библиотека им. Достоевского, читает израильский профессор Хаим Филькенштейн. Лекция бесплатная, необходима предварительная регистрация на сайте.

Это работа Эфраима Моше Лилиена, основоположника "сионистской" фотографии в стиле Art Nouveau.

Lilien Rahab illus Bible 1908

О нем, а также о родившемся в Венгрии авангардисте-фотографе Андре Кертесе расскажет Хаим Филькенштейн – профессор Университета Бен-Гуриона.
green

Лекция об авангардном искусстве "Евреи и дадаизм"

20 января, 19:00, Москва, Библиотека им. Достоевского, читает израильский профессор Хаим Филькенштейн. Лекция бесплатная, необходима предварительная регистрация на сайте.

Основатель дадаизма поэт Тристан Тцара так объяснял суть слова "дада": "На языке негритянского племени Кру оно означает хвост священной коровы, в некоторых областях Италии так называют мать... Это могло быть и воспроизведением бессвязного младенческого лепета. Во всяком случае – нечто совершенно бессмысленное, что отныне и стало самым удачным названием для всего течения".

А это портрет Тристана Тцары кисти Марселя Янко – другого дадаиста, который впоследствии стал израильским художником.

Janco Portrait Tzara 1919

Хаим Филькенштейн (профессор Университета Бен-Гуриона) расскажет о дадаистских картинах и фильмах, в которых можно обнаружить следы «вытесненной» еврейской идентичности.

крокозябла

Ханука - чудо которое всегда с нами:) Всем веселого праздника!


Ханукия - "Маккавеи с факелами", 1950г.

Как я уже писала в Хануку прошлого года, я собираю ханукальные светильники:) Не по-настоящему, а на фотографиях. В этом году мне опять повезло и я сфотографировала подсвечники в павильоне Иудаика в Музее Эрец-Исраэль. Особенно ценно то, что часть представленных там подсвечников относятся к 20 веку.

Collapse )
  • lorart

Блуждающие звезды. Сны Иосифа Островского.

На выставке «Блуждающие звезды. Сны Иосифа Островского» с 18 по 28 октября 2013г. в ЦДХ (Москва, Крымский вал, д.10, зал № 3) будет представлено более 30 работ одного из самых известных в мире художников-одесситов Иосифа Островского. Герои его картин словно вышли из идеального Местечка, спустились из Рая Шолом Алейхема, где нет голода, войны и смерти, где мечта всегда воплощается. Ещё в 1960-70-е гг. художник обратился к еврейской теме. Мир ремесленников, музыкантов, мудрецов, – всех, кто окружал его когда-то в детстве, – воплотился в замечательном «Еврейском цикле», состоящим из нескольких сот картин, часть из которых представлена на выставке. Эти работы воспринимаются как философские притчи. Недаром одним из главных мотивов творчества Островского является тема снов и сновидений.
Иосиф Островский _Коза_, 1964г. 11111Иосиф Островский _Синагога_,  1986 г.


Контакты для СМИ: cultureartpr@gmail.com; 8-916-674-11-69
  • lorart

Илья Кац. «Лето. Море. Капитаны» – в галерее «Веллум»

Выставка «Лето. Море. Капитаны. Илья Кац. Живопись 1950-1960х гг.» пройдет в галерее «Веллум» в центре «Артефакт» (Москва, ул. Пречистенка 30/2) с 25 июня до 16 июля 2013г.
Илья КацСевастопольский берег, 1961, х.м.

Лето, паруса, корабли военного флота на фоне Исакия и ощущение счастья, которое обязательно будет, – ощущение, созданное художником импрессионистически-легкими мазками с помощью прозрачно-голубых тонов, уточнённых красными и оранжевыми треугольниками мачт. Кац – яркий представитель советского поколения знаменитой южнорусской художественной школы, ученик классика украинского и русского модерна Александра Гауша. Художник – ветеран Великой Отечественной войны и участник Сталинградской битвы (70-летие победы которой мы отмечаем в этом году).

«Боцман! – Я. – Ты будешь капитан. Нацепим шпаги потускневшие», – так мечтали городские романтики о подвигах и парусах, о морских баталиях и кругосветных путешествиях. Об этом и «мужские» картины Ильи Каца середины 20 столетия, которые он писал с мечтой о ветре, новых открытиях, подвигах и верной дружбе, отдавая дань мальчишескому задору и идеализму начала века. О том, чего так не хватает нам, повзрослевшим – «мы с тобой давно уже не те и не живем делами прежними, спим в тепле, на средней полосе... И нас опасности не балуют». Лодки у причала, на глади изумрудной воды, им так тесно на озере. Летящие ввысь мачты яхт на Клязьминском водохранилище, кажущемся бескрайним морем, – тем морем, на берегу которого вырос художник, куда он стремился всю жизнь, и так мастерски изображал в своем творчестве. О море – и цикл его севастопольских марин, и виды ленинградского порта.

Галерея «Веллум» в галерейном комплексе «АРТЕФАКТ». Еж. 11-00 – 21-00. Вход – свободный.
  • lorart

Выставка еврейского московского художника ХХ века Меера Аксельрода с 28 января

На выставке «В этих строках все: и что мечталось…», в галерее «Веллум» с 28 января до 24 февраля в центре «Артефакт» (Пречистенка, д.30/2), будет представлено около 30 работ известного еврейского московского художника ХХ века Меера Аксельрода.
М.Аксельрод. Рига. (2) Бум., темпера, 1960-еМ.Аксельрод. Семья за столом, бум.т., 1930-е


Collapse )

О ближайших экскурсиях в Доме-музее Бялика, а также о московской эпистолярии весны 1921-го

Заголовок поста потеснился перед конкретикой даты и адресности. Накануне экскурсий, которые состоятся в конце января и на протяжении февраля, я хочу продолжить свой рассказ о московской части переписки Хаима-Нахмана Бялика с супругой Маней весной 1921 года. Рассказ, начатый здесь. Первое, непосредственно "московское", сообщение Бялик смог написать 6 марта 1921 года. Описав заново пребывание в Киеве (повторы вызваны сомнениями Бялика в исправности почтового сообщения на просторах российских) и кратко перечлив перепитии вагонных разноголосиц, автор письма сразу же приступил к описаниям столичной жизни. Первый адрес, по которому Бялик добирался с Брянского (сегодняшнего Киевского) вокзала, был арбатским.

b23f0c103b52c3c2732da0f9e7637cd5_1.jpg
Брянский вокзал

Collapse )

Дом-музей Бялика - 2013

О чем хочу я рассказать в этому посту:

1. Сообщить о тех организационных изменениях, которые в связи с завершением проекта "Арцейну" Совета по охране и сохранению исторических памятников, коснутся цены экскурсий в музее поэта, и назвать даты январских экскурсий. 

2. Поделиться расписанием нового цикла лекций, который начнется в первый же день января 2013 года

3. Рассказать о напеве Бялика, который впервые услышала совсем недавно - во время юбилея (1, 2) поэта.

Начнем с последнего:

3. 
ืืจืฉ ืืืืืืง ืชืืื ืืจื


Collapse )

Московские строки весны 1921 года \ Информация об экскурсиях в Доме-музее Бялика до конца 2012 года

Мне известно о двух приездах Бялика в Москву. У этих визитов, разделенных не таким уж большим отрезком времени, но вместившем эпохальные трансформации, причины разные. Первый раз Бялик посетил Москву для выступления в Политехническом музее с докладом на основе собственного эссе на тему "Галаха и Агада". Второй раз, пять лет спустя, в 1921 году, причина приезда была диаметрально противоположная. Завершить дела хотелось как можно скорее, да, и думаю, этот приезд – если бы это было возможно – Бялик хотел бы поскорее забыть, если не больше – никогда не совершать. Но, что делать, если власть предержащие, а они же – выдающие разрешение или накладывающие запрет на выезд из страны – находились именно в Москве...

1
Борис Карми запечатлел супругу поэта Маню Бялик в поздние годы. Именно из писем поэта Мане мы попытаемся восстановить картину этой поездки...


Collapse )

От края до Края...*

В самом начале 20 века, в 1901 году, в тогда молодом еще иерусалимском районе Нахалат Цион (часть района Нахлаот), на пересечении сегодняшних улиц Беер-Шева и Шило, была построена синагога. Инициаторами строительства выступила семья репатриантов из Сирии Адес. Город на севере Сирии, из которого они приехали в Эрец-Исраэль, назывался Халеб. В европейской традиции этот город также называют Алеппо. В Танахе Халеб упоминается под названием Арам Цова, так его называют до сих пор и сами выходцы из этого края. На прошлой неделе (октябрь 2012 г.) в синагоге "Адес" после завершения первого этапа реставрации были представлены настенные росписи, сделанные художником Яаковом Штарком ровно 100 лет назад.

1
вид с эзрат нашим1

Collapse )